Возможно, у читателей давно возникал вопрос: а где же наши родные(географически) достопримечательности? Те самые, поглазеть на которые едут со всей России и даже зарубежья. Почему нет ни слова про Горный Алтай? Пора устранять этот пробел, поэтому сегодня едем в Горный!
Для большинства жителей Сибири самый доступный способ попасть сюда — это автомобиль. Однако, в г. Горно-Алтайске есть полноценный аэропорт для путешественников издалека и множество вертолетных площадок по всему региону, для тех, кто может себе это позволить.
Начиная с самого въезда в регион, туриста ожидает изобилие баз и кемпингов на любой кошелек, но для настоящих ценителей Горный Алтай откроется далеко за этими местами. Прежде, чем туда отправиться, переночуем в предгорьях и посетим первую достопримечательность.
Чертов палец
GPS координаты: N51°53’38,99″ E85°49’37,03″
На территории природного парка Ая, в районе «Бирюзовой катуни«, нас ждет первый объект экспедиции — скала «Чертов палец«. Отбросим в сторону все красивые легенды, которые должны привлечь сюда туристов, и скажем, что это прекрасная видовка, с которой открывается обзор на огромную территорию вокруг.
Чтобы попасть туда, нужно выйти на тропу между двумя туристическими базами в районе координат 51.898448, 85.857544 (N51°53’52,03″, E85°51’22,54″). В самом низу в аренду предлагают коня или квадроцикл, но и пешком идти совсем недалеко. Тропа предсказуемая и на подъеме заблудиться сложно, но запомните эту дорогу, так как на спуске уже можно легко пройти мимо. Через 3км мы на месте.
И если встать рано утром, то к обеду можно продолжить движение по маршруту и через 40км достигнуть развилки, сегодня нам направо. Еще через 50км заезжаем в село Шебалино, вспоминаем Велопервомай 2015 и 2016 годов, а также в последний раз заливаем топливо на заправочной станции известного бренда. Далее нас ждет затяжной подъем.
Семинский перевал
GPS координаты: 51.045752, 85.604298
Раньше это было труднопроходимое место — зимой здесь лежали снега, а с весны по осень стояло вязкое болото. Прежняя дорога обходила Вершину Тияхты со стороны истоков реки Песчаной. Таким он оставался до самого начала XX века. Сейчас дорога до самой Монголии прекрасного качества, однако поднимаясь на седловину слышно по натруженному звуку двигателя, что это непросто даже для современного автомобиля. На вершине расположена школа олимпийского резерва и это понятно без всяких вывесок: и в гору, и под гору бегут, едут или идут люди в спортивной форме. Высота перевала 1717м, протяженность 20км.
Перевал Чике-Таман
GPS координаты: 50.645048, 86.311844
Через 65км начинаем подъем на более живописный перевал Чике-Таман. Хотя он ниже предыдущего(1295м), но впечатлений оставляет гораздо больше. Что на подъеме, что на спуске дорога по очень красивому серпантину прорезает скалы. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве.
Интересный факт, тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река». Он неоднократно перестраивался и расширялся силами заключенных отделения Сиблага НКВД и местных жителей. Это была узкая трасса с щебеночным покрытием и однополосным движением. Старая дорога существует до сих пор, она видна со смотровой площадки (на вершине перевала она соединяется с новой дорогой), но постепенно разрушается и зарастает.
За этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и вот тут начинается настоящий Горный Алтай, где природа преобладает над человеком.
Тропа Иня — Тюнгур, Ининский мост
GPS координаты: 50.456727, 86.623482
Как понятно из названия, тропа расположена между двумя одноименными населенными пунктами. Однажды мы уже посещали это место во время велопохода, специально организованного для прохождения тропы. О нем я расскажу в будущих выпусках. В сегодняшнем обзорном автопутешествии мы просто постоим на старте, полюбуемся на Катунь и на старый Ининский мост — важную страницу в истории Чуйского тракта.
В 1922 г. Чуйский тракт был объявлен трактом государственного значения, появилась необходимость в более безопасной переправе через Катунь. Раньше в районе села Иня была паромная переправа, которая сильно зависела от паводков и погодных условий. Мост был спроектирован Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения. Он является первым в мире двухцепным мостом подобной конструкции. Сам тип конструкций подобных мостов носит название автора. Его достоинством является уменьшение количества колебаний за счет натянутых крест-накрест вант. Единственным минусом, пожалуй, можно назвать большой расход материалов, но времена были такие, что никто не обращал внимания на такие мелочи. На строительство согнали 3000 заключенных Сиблага. После окончания работ заключенным обещалась амнистия, поэтому мост еще назывался «дембельским». Однако история распорядилась иначе, и даже те, кого в результате амнистировали, погибли во время транспортировки с места строительства.
Но даже в те времена, когда ставили цели и не спрашивали про средства, транспортировать стройматериалы через перевалы было задачей почти невыполнимой. Поэтому заготовку проводили прямо тут силами местных. Жители села Иня заготовляли для строительства первоклассную древесину лиственницы. Тросы для моста скручивали на льду Катуни с помощью машины. Натягивали канаты вручную. Мост был построен практически за одну зиму. Работали и днем, и ночью при свете фонарей. В апреле 1936 г. прошло первое испытание, когда по мосту одновременно проехали шесть автомобилей ЗИС. 1 мая 1936 г. мост был введен в эксплуатацию. Но с 1970 года мост перестал использоваться в связи с постройкой нового. Тем не менее в 1994 г. мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации.
Несмотря на преклонный возраст и отсутствие эксплуатации, мост относительно цел, а чтобы рассмотреть его поближе, нужно свернуть направо сразу перед современным мостом, немного проехать вдоль трассы и, спешившись, спуститься прямо к достопримечательности.
Слияние Чуи и Катуни
GPS координаты: 50.398790, 86.674249
Совсем рядом, за Иней, нас ждет еще одно красивое зрелище — слияние рек Чуя и Катунь. Мне кажется, самое лучшее время для того, чтобы поглазеть на открывающийся вид, это осень. Катунь уже не такая бурная, а цвет ее воды насыщен бирюзой, и глинистая Чуя, прорезающая Катунь своим течением. Конечно же, должно повезти с погодой. Нам не повезло, поэтому смотрим снимки разных других лет.
Белый Бом
GPS координаты: 50.368493, 87.037695
Скальный массив Белый Бом (Ак-Боом — алт.) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит. Белый Бом — это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на несколько сотен метров. До прокладки Чуйского тракта в современном его исполнении это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. По неписанному правилу, путник, приближавшийся к Белому Бому, оставлял лошадей и проходил опасный участок дороги пешком, потом бросал на тропу шапку, как знак возможным встречным путникам, что путь занят.
Когда в 1903 году работы по строительству очередной версии Чуйского тракта были завершены, перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался. Сейчас на склоне горы слева от трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных «на сухую», сохранилось лучше подобных ограждений старого тракта в районе села Малый Яломан. Забраться до этого места имеет смысл не только для осмотра каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину реки Чуя, а также для посещения Белобомской пещеры. Сейчас этот участок трассы представляет собой вполне надежную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо. Но всего еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места.
Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай. В известняках находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт.
Наши попытки найти пещеру успехом не увенчались, но в итоге удалось понять, что мы искали совсем не там. Для последователей скажу, что в районе кафе нужно повернуть налево на проселочную дорогу, оставить машину у турбазы и пешком подняться до самих пещер, надеюсь усилия ваши будут вознаграждены.
В большинстве современных атласов село Белый Бом, расположенное рядом со скальным массивом, значится как «нежилое». Но сегодня в этом месте активно развивается придорожный сервис. Однако до достижения значения слова «сервис» в этом месте еще очень далеко, что мы в полной мере испытали на себе. Не рекомендую его и вам, а в качестве природного объекта место, безусловно, интересное.
Водопад Ширлак
GPS координаты: 50.344273, 87.220397
Водопад располагается в прямой видимости с Чуйского тракта. Пропустить его невозможно(хотя ваш покорный слуга умудрялся это сделать не раз) — имеется большая вывеска, парковка и беседка. При желании можно подняться к месту падения водопада, набрав по высоте 50 метров.
Зимой водопад замерзает образуя большой ледопад, используемый альпинистами для занятия по ледолазанью.
Гейзеровое озеро
GPS координаты: 50.2883,87.6509
Что можно рассказать про это место? Пожалуй хотя бы раз на него взглянуть стоит. Само по себе сочетание цветов, необычного дна и чистейшей воды, притягивает взгляд. Но такой грандиозности, как показано на многих снимках в интернете не ждите. Озеро довольно небольшое. Несмотря на название, гейзеры оттуда также не бьют.
В этом месте, недалеко от поверхности дна, расположен выход термальных вод, вроде родников, поэтому дно довольно подвижно и переливается узорами. Крайне советую выбрать нестандартное время для посещения, так как в обычный день тут не протолкнуться. Кроме того, предприимчивые местные, а, может, и не местные жители построили на пути базу, за проход через нее придется отдать 50р с человека.
Курайская степь
GPS координаты: 50.210295, 87.933860
Если вам кто-то сказал, что горы прекрасны, а кто-то не видит ничего поэтичнее степи, то в этом месте невероятно гармоничное сочетание того и другого. А особенно красиво тут осенью. Часами можно идти в любую сторону и взахлеб выпивать взглядом виды вокруг. Просто побывайте там!
Для пытливых расскажу, что в этом месте на правобережье р. Тетё в конце 1950-х годов была открыта Гигантская рябь течения. В двух словах это след от воды по аналогии с песчаной рябью на мелководье у речушек и озер. Только это — последствия катастрофических прорывов воды во времена ледникового периода. Что-то вроде того, что сейчас периодически наблюдается на озере Мерцбахера в Киргизии, когда лед образует стенки озера и в один момент вдруг не выдерживает напора воды и прорывается. Только в то время потоки были в тысячи раз сильнее.
Из Курайской степи стартуют серьезные экспедиции на Актру, а неподготовленные туристы могут нанять машину и совершить экскурсию к подножию одноименного ледника. Стоимость такой поездки составит около 5000р. Хотя нам сказали, что мы проедем там без посторонней помощи, но наш путь лежал в другую сторону, ближе к монгольской границе.
Продолжение следует…