Задумка доехать на машине как можно ближе к подножию знаменитого пика появилась задолго до приезда в Киргизию, но посещение этих мест накладывает определенные хлопоты. Во-первых, это пограничная территория с Китаем — обязательно нужны разрешения на въезд. Во-вторых, предстоит преодолеть около двухсот километров по горным серпантинам без единой заправочной станции — должен быть запас топлива и инструментов.
Хан-Тенгри - Пик на Тянь-Шане на хребте Тенгри-Таг на границе Казахстана (высшая точка страны), Киргизии и Китая. Высота — 7010 метров (с ледником). Его название в переводе с тюркского означает «Повелитель неба». Среднее число успешных восхождений 30%
Решение первой задачи отнимет около недели. Мы поехали в местный отдел милиции, где написали заявление с просьбой пропустить нас через пограничную зону. Спустя пять дней мы прошли собеседование, забрали подписанное заявление и поехали в военную часть, чтобы проставить визу пограничников. Оригинал должен быть все время с собой. Сделайте 4 копии чтобы отдать на погранзаставе. После этого, можно отправится в путь.
Всю неделю, пока мы ждали разрешения на выезд, в горах бушевала непогода. Но к дню отправления облака рассеялись. И, кажется, горы были готовы принять нас.
Въезд в ущелье преграждал экологический пост и патруль ГАИ. Нам объяснили правила поведения с дикими животными и в особенности с сусликами, которые могут быть переносчиками бешенства. Расписались в журнале и двинулись вглубь.
Для меня это был особый маршрут, все дело в том, что эту самую дорогу строил мой дед. В составе СМУП, в опасных условиях высокогорных перевалов, он возил технику на перевалы. Это сейчас обычный легковой автомобиль забирается на четырехтысячный перевал легко и играючи. Техника тогда не отличалась надежностью и работа в таких условиях сопровождалась немалым риском. Дед как-то рассказывал историю о том, как отказали тормоза и он чудом остался жив.
Этим маршрутом вы сможете проехать не только к базовому лагерю альпинистов, но и в заброшенный город Иныльчек, а так же на озеро Мерцбахера
Кажется, дорога не подвергалась ремонту с тех самых пор как ее построили — местами целая полоса была смыта рекой в одних местах, а в других путь преграждали огромные валуны. Да и через само асфальтовое покрытие пробивались заросли ковыля.
За время непогоды в горах сошли сели. Мы встретили группу альпинистов, которые застряли в базовом лагере на неделю, пока трактора пробили путь к леднику.
Погода перетекала из пасмурной в мелкую дождевую морось, а мертвенная тишина вокруг и мерный гул реки Сары-Джаз создавали гнетущее ощущение. За заброшенным городом был еще участок взлетно-посадочной полосы, а затем любые намеки на дорогу закончились. Началось все с плохо проходимого болота, затем прямо через всю долину лежали каменные отвалы, дорога с каждой секундой становилась все хуже, рискуя закончится вовсе. Мы решили не рисковать. Встали на обед, с надеждой поглядывая в сторону пика. Могучая вершина так и не открылась нам в этот день.
Чуть позже навстречу проехал Урал с людьми из альплагеря, а за ним УАЗик, который остановился поздороваться. Водитель сообщил, что дальше дороги нет. Колея вся разбита, а брод перед альплагерем непроходим. В его словах сложно было усомнится — машина по самую крышу была в грязи.
Горы в этот раз не приняли нашу экспедицию, лишь на второй день на обратном пути в спину нам выглянуло солнце, приглашая попробовать в другой раз.
Материал и фото: Андрей Скрягин