— Непонятное всегда страшно. Хорошо бы научиться не бояться непонятного, тогда все было бы просто. — А по-моему, просто не надо выдумывать Если поменьше выдумывать, тогда на свете не будет ничего непонятного. А. и Б. Стругацкие, "Улитка на склоне"
Ночью я много раз просыпался из-за внутреннего беспокойства. Некоторое время не мог понять где нахожусь, а иногда казалось, что веревка, которой мы накануне пришвартовались к первому попавшемуся «топляку», оторвалась, течение подхватило плот и несет его навстречу неизвестности. Тело мысленно сжалось ожидая ударов о мели и потопленные бревна. На мгновение перехватило дух от несуществующей опасности и сон тут же уступил реальности, оставив себе немного места на задворках сознания: плот по-прежнему покачивался на небольших речных волнах, веревка, все так же как и накануне вечером, была привязана к «топляку», ее натягивало несильное, но уверенное течение, а команда крепким сном спала на палубе. Сознание снова успокаивалось и уступало место дремоте, а потом все начиналось сначала…
Накануне вечером решили плыть ночью. Решение было очень спорным, но оно было принято. В тот момент когда солнце скрылось последним лучом за горизонтом, наше судно попало в другой волшебный и таинственный мир. Ветер, утомляющий и все время толкающий плот к берегу, вдруг стих. Судно подхватило течение, затянуло в фарватер и уже не выпускало к берегам. Быстро темнело. Деревья сначала превратились в контуры, а затем совсем скрылись во тьме. На небе высыпало множество звезд, но видимости они не прибавляли. Мы как будто очутились на островке вокруг целого океана бесконечности, черной, странной, таинственной, первобытной. Звуковые шумы пропали и стал слышен лай собак из отдаленных деревень, перекаты воды по камням и всплески рыбы. Особую жуть навевали существа которые изредка бросались в воду с берега. Судя по всплеску воды размер их был соотносим с тем, как если бы в воду прыгнул кто то из нас.
Течение может и не усилилось, но видимость настолько ограничилась, что мы не успевали реагировать на появляющиеся из мрака стволы затопленных деревьев и пару раз хорошенько налетев на такие препятствия решили вставать на ночевку. Но не тут-то было. Река еще долго не выпускала нас. Гребли изо всех сил к берегу, но там встречались с частоколами топляков, за которые не просто ухватиться на скорости, да еще и резко остановить тяжелый плот. Наконец, впереди возникла громадная стена белого тумана в которую никак нельзя было попасть, чтобы не ухудшить наше положение. В последний момент, когда до него оставалось несколько метров, удалось накинуть веревку на какое-то дерево. Таким и был наш причал на ближайшую ночь.
А утро вернуло все окружающее пространство в реальность. Как обычно я первым делом прогулял собаку, затем отвязал плот, а уже потом начинались хозяйственные заботы.
Время которое мы проводили в движении составляло приблизительно 12 часов. А ежедневное расстояние где-то 30 км. Перед отправкой я прочитал много форумов, чтобы правильно рассчитать расстояние для путешествия, правы были те кто писал, что на скорость течения 4 км/час не стоит рассчитывать. И для тех кто пойдет по нашему пути несколько сухих фактов. Скорость течения Чарыша 2,5км/час. От деревни Метели, где был наш старт это значение доходило до 4,5-5км/час. Но такой показатель продержался буквально один ходовой день. Сначала шли ровно и довольно быстро, потом русло начало извиваться и пришло время упражнений по гребле. Как-то сложилось, что был кто-то кто следит за обстановкой впереди и поднимает тревогу когда нужно грести. Иногда нужно было просто отталкиваться от берега, а иногда по тревоге поднимали всех, чтобы не врезаться в топляк. В тех местах где открывалось поле и пропадал подлесок дул ветер. Иногда встречный, но в основном боковой или под углом. Чарыш сильно извивается в своем течении, поэтому казалось, что ветер постоянно меняется. Так появилось решение снимать навес с шалаша на борту, чтобы уменьшать парусность.
На всем пути следования встретился только один перекат, но тем не менее здоровье нашего судна меня сильно беспокоило: во время ходьбы по палубе она проседала, изгибалась, гвозди вылазили из бруса — не хватало продольной жесткости. При строительстве мы полагали, что сама палуба и канализационные трубы решат этот вопрос, но этого не случилось. Поэтому в первый же вечер, несмотря на усталость, конструкция подверглась усовершенствованию: два ровных ствола дерева диаметром около 10 см по двум бортам, притянутые к палубе монтажной лентой. После этого с плотом не возникло никаких технических проблем до конца отпуска.
Так же в этот день была первая и последняя ночевка на берегу, потом мы уже почти не вылазили с палубы: готовили, ночевали. Все это сделано, чтобы сэкономить время и постоянно быть на ходу, так как ветер и течение старались выбить нас из графика.
Казалось, что с каждым днем встречный ветер становился все сильнее, а течение все слабее, когда, наконец, не случился перевес в сторону ветра и за каких-то 3-4 км до впадения в Обь наше судно начало двигаться назад.
К тому времени уже были выработаны методики борьбы со стихией, но ни гребля, ни таскание плота вдоль берега, а ля бурлаки, не возымели эффекта и выбившись из сил мы привязали плот и стали ждать погоды.
Часа в 4 ветер наконец стих. Настолько хотелось завершить сегодняшний день маленькой победой — выйти в русло Оби, что гребли изо всех сил: ритмично, стройно, час за часом. И когда уже совсем смеркалось наше судно буквально врезалось в перпендикулярное течение. Было довольно темно чтобы судить наверняка, но по всем косвенным признакам сегодняшняя победа состоялась!
Очередное утро и уже отчеканенная последовательность действий, но вот пейзаж резко сменился. Насколько хватало взгляда была вода и песчаные острова, торчащие тут и там. Течение ускорилось. После последних дней на Чарыше оно казалось просто реактивным. Поэтому едва отшвартовавшись мы с разгону сели на мель. На оставшиеся дни пути мели будут нашими постоянными спутниками.
В тот момент, когда мы лениво тащили плот в глубину неподалеку материализовалась небольшая моторка. Поскольку любопытных и сочувствующих в предыдущие дни было немало, то и новый гость нас сразу не удивил. На деле же оказалось, что мужичок представлял рыбоохрану. Слово за слово, взял нас на буксир и оттащил к середине реки, подсказал как выйти из протоки в основное русло, а затем удалился по своим делам, уточнив, что мы не браконьерничаем и вообще о природе заботимся.
Кроме бесконечных песчанных мелей(когда в середине реки можно идти добрую сотню метров с водой по щиколотку), нашими спутниками стали огромные баржи с которыми приходилось делить фарватер ну и конечно все тот же крепкий встречный ветер. С другой стороны, почти пропали затопленные деревья и вцелом управляться с плотом стало попроще — главное просто не мешать течению.
Накануне последнего ходового дня мы отметили завершение экспедиции большим костром на берегу. Немного грустно возвращаться в цивилизацию, но и сказать, что отдыха было мало то же нельзя. Баланс получился идеальный — 10 ходовых дней, 247 км, при прекрасных погодных условиях. Уже в тот момент с азартом началось обсуждение пережитых моментов, которых теперь хватит надолго. И, безусловно, это приключение, которое должно быть в жизни каждого: несложное по организации и в плане физической нагрузки, но с огромным багажом впечатлений.
Солнце давно ушло за горизонт и под усыпанным звездами небе разговоры становились все тише, каждый уже был где-то в своих мыслях, усталость брала свое. Завтра к пяти вечера наше судно причалит рядом с деревней Бураново и навсегда останется там, а мы пересядем в машину(спасибо Александру Дорофееву, за всегда надежные тылы) и вернемся к своим городским заботам, навсегда сохранив в памяти 10 дней августа 2018 года…