Горный алтай на автомобиле

Думал уместить все повествование о Горном Алтае в одну статью, но тема оказалась намного объемнее. И даже наше двухнедельное путешествие «по верхам» принесло с собой много интересных фактов.

Марс

GPS координаты: 50.059246, 88.296628

Про эту достопримечательность я скажу всего пару предложений. Для фотосессий сгодится, в остальном ничего интересного из себя не представляет — просто участок красной глины с платным въездом.

Тархатинский мегалитический комплекс

GPS координаты: 49.798144, 88.495923

В селе Кош-Агач закончилась асфальтовая часть пути, и по грунтовой дороге, хорошо испорченной грейдером, мы двинулись западнее. Впереди ждала «Зона покоя Укок» и приграничная территория. Но по дороге, прямо перед пограничным постом, есть еще одна интересная достопримечательность для пытливых умов — Тархатинский мегалитический комплекс.

Тархатинский мегалитический комплекс

Это место еще иногда называют «Алтайский Стоунхендж» — удивительное сооружение, круг диаметром примерно 60 м, выложенный из камней разного размера.

Сооружение точно ориентировано по сторонам света. Отдельные камни, как показали исследования, произведённые в 1996 году, имеют намагниченность, отличную от намагниченности остального сооружения. Ученые предполагают, что в дни зимнего и летнего равноденствия здесь когда-то происходили обряды, посвященные плодородию.

Крупные мегалиты расставлены таким образом, что закатное солнце заставляет отбрасывать камни западных ворот длинные тени, которые ложатся на мегалиты восточных ворот, образуя своеобразный коридор.Это послужило основанием для версии ученых о том, что данный комплекс также являлся и древней обсерваторией.

До сих пор непонятно, когда именно был построен комплекс. Все крупные камни покрыты большим количеством петроглифов. Датируется их нанесение бронзовым веком, а, значит, комплекс тогда уже существовал.

Плато Укок

GPS координаты: 49.307829, 87.594741

Отъехав от предыдущей достопримечательности всего несколько сотен метров, мы попадаем на заповедную территорию. Но,прежде всего, эта территория является приграничной, поэтому, чтобы двигаться дальше, нужно пройти пост таможенного контроля. Если вы гражданин России, то просто не забудьте паспорт и тогда проход через погранзаставу будет всего лишь формальностью.

«Ну и зачем такие сложности?» — спросите вы — «Разве не достаточно того Горного Алтая, который мы видели до этого?». Сейчас путешествия становятся все доступнее, а увидеть что-то действительно необычное, да еще чтобы перед глазами не маячили сотни туристов, все труднее. Поэтому чем больше преград на нашем пути, тем слаще награда.

Дорога на Укок

А тут действительно красивые и дикие места. Глядя вокруг, невольно задумываешься о вечном. Наверное, поэтому  места тут священные для монгольских и китайских буддистов, а также алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих. И, возможно, поэтому окружающие бескрайние просторы использовались, как места для перехода в иной мир, о котором нам пока мало что известно.

На территории множество курганов, более 150, в одном из которых в 1993 году была обнаружена мумия, известная как «принцесса Укока»(хотя в действительности женщина происходила из средних слоев пазырыкского общества). До 2012 года мумия находилась в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске. В 2012 году принцесса была доставлена в Национальный музей Республики Алтай.

Бо́льшая часть территории плоскогорья Укок также вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно своему новому статусу, территория плоскогорья Укок должна пользоваться особым вниманием учёных, общественности и правительств, на ней должна быть исключена промышленная и хозяйственная деятельность.

На территории расположены заброшенные выработки вольфрама. Месторождение находится в труднодоступном месте, на высоте 3000м, отчего разрабатывать его нецелесообразно и делать это могли только в «смелые» сталинские времена, силами заключенных, жизнь которых не ценилась.  Но оставшиеся штольни  делают возможным проход к  Калгутинской впадине не через перевал Тёплый Ключ (где даже в сухую погоду поверхность труднопроходима), а «сквозь гору», через Жумалинскую штольню.

Теплый ключ (Джумалинский)

GPS координаты: 49.406488, 88.035883

По пути к плато Укок нужно преодолеть перевал «Теплый ключ«, названный так по расположенным тут термальным источникам. Это самая южная точка в нашем путешествии, но даже сюда необходимо добираться на подготовленном автомобиле. Последний участок пути представлял собой направление из размытой грунтовки и крупных булыжников, а прямо перед стоянкой предстоит форсировать реку.

Как я уже писал выше, места эти считаются у алтайцев священными и администратор турбазы объяснил, что вокруг есть места, куда туристам лучше не ходить. Удивительно в современном мире встретить места, где сохраняется культура язычества. Издалека удалось взглянуть на места жертвоприношений и прослушать небольшую вводную лекцию от управляющего базой, по совместительству пограничника. С каждой новой группой он обходил свои владения, по пути что-то поправлял, где-то кланялся, обнимал камни, рассказывал какие места являются лечебными и от чего лечат. С одной стороны, мы относились к нему с опаской, в его действиях наблюдалась какая-то нездоровая фанатичность, с другой, наблюдение за ним забавляло, так как для человека из большого города его слова и действия больше похожи на какой-то спектакль для туристов.

Пищуха

Пищуха — хозяин этих мест

Термальные источники удивили тем, что вода в них была холодная. Я до этого бывал только в тех местах, где термальными  называли те, где температура воды около 40, а то и 50 градусов и думал, что так везде. Нет, она не была ледяной, при учете, что ночью температура воздуха была около +5, а утром стало лишь чуть теплее, то вода казалась просто прохладной. Но польза этой воды не  в том, что она не замерзает зимой. В составе  чуть ли не половина таблицы Менделеева, в том числе радон в таком количестве, что источники считаются радоновыми. Отсюда масса целебных свойств и такое же количество противопоказаний. На входе предупреждают лишь о запретах купания сердечникам и беременным. В остальном  все отдается под ответственность посетителей.  Поэтому знайте меру, купаться, если нет противопоказаний, нужно  по рекомендации врача, курсами, ограниченное время, и пить эту воду все-таки не стоит, хотя предлагать будут. Качество воды для питьевых целей  не отвечает нормам СанПиН, из-за высоких концентраций фтора, лития, вольфрама, молибдена.

Акташский ретранслятор

GPS координаты: 50.354224, 87.778948

Нашей экспедиции, тем временем, пришла пора спускаться. С утра удалось проскочить по ясной погоде, однако уже в Кош-Агаче по пятам начали следовать черно-синие, тяжелые тучи и началась сильнейшая гроза. Ветром сметало заборы, сдувало камни с окружающих гор, сквозь поднявшуюся пыль нельзя было разобрать дорогу. Затем   стеной обрушилась вода, но уже через полчаса все стихло, и снова выглянуло солнце.

Акташский рудник

Вид с высоты Акташского рудника.

Переночевали на базе в Акташе, а утром выдвинулись в сторону перевала Кату-Ярык. Первой достопримечательностью на пути был Акташский ретранслятор — великолепная видовка на высоте около 3х тысяч метров. Наверх ведет дорога, но я бы все-таки рекомендовал подниматься пешком. Разворачивались,не добравшись до цели, Mitsubishi L200, Nissan X-trail, а вот люди на девятке поднялись. Поэтому способ выбирайте,основываясь на своем опыте и бюджете ремонта автомобиля. Первый участок дороги особенно полон препятствий и, пару раз хорошо сев на днище, мы так же спешились.

Вид с высоты Акташского рудника

Маршрут от начала подъема составляет 13км по дороге и намного меньше по прямой. И если вы идете пешком, то второй вариант рекомендуется. Для этого  поднимаемся до КПП, а дальше взглядом намечаем пик и идем прямо на него. Хоть восхождение и более крутое, но устаешь значительно меньше плюс хорошо экономится время. Кстати о времени, закладывайте на подъем целый день, так удовольствие от похода будет максимальным. В хорошую погоду по пути будет встречаться много туристов, поэтому заблудиться довольно сложно.

На маршруте нас ждут 2 достопримечательности — это сам ретранслятор и заброшенный рудник, где с 1941 по 2004 годы добывали и перерабатывали содержащую ртуть руду.

Акташский ретранслятор представляет собой звено радиорелейной связи, антенну передающую сигнал дальше по цепочке. И ходят сюда не из-за нее, а потому что с этого места в хорошую погоду открывается потрясающий вид. Для неискушенного туриста  ощущение после этого маленького восхождения не меньше, чем от покорения серьезной вершины, разумеется, эффект работает, если взойти на видовку пешком.

Акташский рудник

Акташский рудник

Как я уже писал выше, второе примечательное место на пути — заброшенный Акташский ртутный рудник. Какое-то время назад он был третьим в мире по добыче ртути, спустя время стал единственным в России по переработке ртутьсодержащих руд. Но к началу двухтысячных потребность российской промышленности в жидкой ртути сошла на нет, а за границу ее продавать было нельзя, так как металл объявлен стратегическим. В таких условиях производство было просто задушено и смысла в нем не было. Думаю, это были плохие новости для владельцев предприятия, но хорошие для для окружающей среды и жителей поселка Акташ. Однако, не все так просто. Предприятие закрылось в 2004 году, но не как положено опасному производству: с утилизацией остатков продукции, зачисткой зданий и мероприятий по очистке почвы. Грубо говоря, в один день закрыли дверь и разошлись.

Акташский рудник

Акташский рудник. Здание администрации

Около 110 тонн ртути осталось внутри и неизвестное количество в почве. После 2010 года здание  большей частью демонтировали, спиливая весь металл, который можно продать. Получилось так, что вся хранившаяся ртуть оказалась под открытым небом. Металл испарялся и оседал. Содержание ртути в почве было превышено  более чем 400(!) раз. Она в любой момент рисковала оказаться в реке, питающей поселок.

Акташский рудник

Акташский рудник. Одна из заброшенных шахт.

Под давлением общественников часть ртути и отходов была вывезена. Шум по этому вопросу продолжался еще пару лет. Но мне не удалось найти ни одной гневной публикации после 2012 года. Общественники стихли. И, как часто происходит, не потому, что проблема была решена, а потому, что никак нельзя распугивать туристов, хлынувших со всех сторон в эти места.

Вид с высоты Акташского рудника.

Вид с высоты Акташского рудника.

На месте завода теперь остались только стены. Возможно, ртути в чистом виде сегодня там и нет, но почва остается все в том же состоянии, как и много лет назад, а оставшиеся штольни в опасности обвала. Поэтому для собственной же безопасности в шахты лезть категорически не рекомендуется, а завод фотографируем с расстояния.

Мы же спускаемся к машине, встаем на ночевку у подножия.

Перевал Кату-Ярык

GPS координаты: 50.910064, 88.217808

Следующие десятки километров до перевала невероятно красивы. И на смену скалам, снежным шапкам и степям, которые мы наблюдали в направлении монгольской границы, пришли густой лес, большие озера и головокружительные серпантины. Особый шарм придавал туман, полосами застывший над макушками деревьев. Однако, дорога, наоборот, испортилась: качественный асфальт федеральной трассы сменился широкой грунтовкой с редкими проблесками цивилизованного покрытия.

Перевал Кату-Ярык

Вид на перевал Кату-Ярык с обзорной площадки

Автодорога, спускающаяся с перевала в долину реки Чулышман, относительно молодая. До 1989 года, когда она была построена, люди пользовались конной тропой. Спуск и подъем на перевал — процесс не для слабонервных и предназначен для транспорта повышенной проходимости. Хотя туристы регулярно покоряют его на моноприводных городских автомобилях.

Это то место, которое нужно просто увидеть, рассказывать о нем бесполезно. Поэтому дальше просто фото.

Телецкое озеро

GPS координаты: 51.627137, 87.650886

Чтобы не возвращаться той же дорогой через Акташ, можно закольцевать маршрут и попасть в Горно-Алтайск, спустившись в долину, а затем на пароме пересечь Телецкое озеро с юга на север. Для такого варианта нужно заранее забронировать место на пароме по телефону и к назначенному времени появиться на причале. Еще одним из минусов может оказаться бюджет поездки. На сегодня стоимость переправы составляет около 7тыс рублей с автомобиля. В течении 7 часов у вас появится возможность созерцать красоты этого красивого и загадочного места.

Телецким его назвали русские первопроходцы, побывавшие в этих местах около 400 лет назад, потому что на его берегах обитали тюркские племена Телесы. Алтайцы же звали его Алтын-Кёль – Золотое озеро.  После Байкала — это второе по величине естественное хранилище питьевой воды. За 6 лет вода в водоеме полностью обновляется. Озеро присутствует в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Телецкое озеро

В отличие от Байкала, который в ясный день играет красками и дает рассмотреть свое дно на значительной глубине, Телецкое озеро представляет собой более мрачное зрелище: вода кажется черной и из-за глубины создает впечатление зловещей бездны. По пути удастся увидеть несколько водопадов, легкий доступ к которым возможен только с воды или воздуха. Вообще места вокруг представляют собой горы и тайгу, от того доступны только опытным туристам. И даже на них налагаются определенные ограничения по разведению костров и пропускному режиму в связи с заповедностью территорий.

А нам, тем временем, пора завершать экспедицию. Несмотря на  географическую близость региона, его комплексное посещение откладывалось до «лучших дней», а совершенно напрасно. Удаляясь от баз и кемпингов на территории, где властвует природа, начинаешь чувствовать себя по-другому. Чувствовать, как хочется стать единым целым с окружающим пространством, огромным, как космос, властным и одновременно снисходительным. Чувствовать, как не отпускающая городская суета и нервозность отступает на второй, третий планы, а потом и вовсе становиться чем-то, чего вовсе не существовало. Таким, на мой взгляд, и должен быть отдых. Горный Алтай может оказать сильнейшее впечатление, если его правильно посещать ;-). Подписываемся на нас в ВК, смотрим фото в инсте и побольше проводите время на природе!

2 комментария “В Горный Алтай на автомобиле. Часть 2

Comments are closed.